«Мы не были рождены, чтобы читать. Люди изобрели чтение. несколько тысячелетий назад. Но оно изменило наш мозг, сознание и повлекло за собой интеллектуальную эволюцию», — утверждает нейробиологиня Мериен Вульф.
Сегодня понимать это особенно важно, потому что развитие цифровых технологий глубоко изменило наше представление о чтении, а также то, как мы потребляем информацию. читаем больше, чем когда-либо раньше. В среднем около 100 тысяч слов в день. Но большинство из них поступают с экранов мобильных и компьютеров.
И эти изменения беспокоят ученых, в том числе и потому, что преобразование новой информации в знания требует определенных мозговых процессов и навыков, таких как абстрактное мышление. А этого часто не хватает во время «цифрового» чтения.
Это не просто лишает нас внимания, это меняет мышление и устройство мозга, говорят ученые.
История чтения
В отличие от речи, зрения и мышления, у человека нет генетических навыков чтения.
Если ребенок в любой точке мира оказывается в среде, где говорят, его речь активизируется естественным образом.
С чтением все иначе. Оно предполагает изучение определенного символического кода, как визуального, так и вербального.
«История чтения насчитывает 6 000 лет. Это не так много для истории человечества. – рассказывает Вульф. – Все началось с того, что мы просто отмечали, сколько бокалов вина выпили, сколько овец продали. А с появлением алфавитов появился эффективный способ хранения и обмена знаниями».
Чтение – это приобретенный набор навыков, который в буквальном смысле меняет мозг, подчеркивает нейробиологиня.
Оно помогает образовывать новые связи между участками мозга, отвечающими за зрение, речь, мышление и эмоции.
«Каждый человек, который учится читать, создает новые нейронные связи . А это открывает дверь в совершенно новый мир», — отмечает Вульф.
Польза от чтения
«Чтение дарит три магические вещи: творчество, интеллект и эмпатию», — добавляет Крессида Ковелл. , детская писательница и автор серии книг «Как приручить дракона».
«Чтение ради удовольствия — один из ключевых элементов финансового успеха уже во взрослой жизни. У читающего ребенка потом больше шансов не попасть в тюрьмы, участвовать в выборах, иметь собственный дом».
«Чтение — это не просто развлечение, но и лечебное средство, имеющее много терапевтических преимуществ, — указывает библиотерапевт Элла Бертоуд — По книге ваш мозг входит. в медитативное состояние, которое замедляет сердцебиение, успокаивает и уменьшает тревогу».
Для нее, например, роман Никоса Казандзакиса «Грек Зорба» работает как средство против «клаустрофобии, гнева и истощения».
Впрочем, лечение чтением практикуют с давних времен.
В Древней Греции на дверях библиотек висели таблички «Лекарства для души».
Говорят, Аристофан предлагал читать его комедии для исправления преступников, а Пифагор лечился и лечил других стихами.
В XIX веке психиатры прописывали своим пациентам разные книги — от Библии до литературы о путешествиях и текстах на древних языках.
Автор фото, Getty Images
В 1941 году термин «библиотерапия» официально фиксируют в медицинском словаре
Позднейшие исследования доказали, что чтение развивает аналитическое и критическое мышление.
Художественная литература, в частности, превращает читателей в более социальных и эмпатийных людей.
Романы, в свою очередь, могут информировать и мотивировать, краткие рассказы успокаивают, а поэзия стимулирует участки мозга, связанные с памятью.
Многие из этих преимуществ, однако, зависят от глубины чтения.
Аналитическое мышление
«Когда мы читаем на поверхностном уровне, то просто получаем информацию. Когда же углубляемся, то включаем значительно большую часть коры головного мозга», — объясняет Мэриенн Вульф. «Глубокое чтение стимулирует нас к анализу, аналогиям, эмпатии и выводам».
В своей книге «Пруст и кальмар. Нейробиология чтения» она пишет: «Когда ребенок переходит от слогов к быстрому чтению, в его мозгу меняется коммуникация между нейронами».
«Поскольку времени и энергии мозга тратится меньше, быстро читающий человек лучше интегрирует свои чувства и мысли в собственный опыт. А мозг может мыслить глубже, чем раньше».